Первый Спас
Вначале августа у нас есть три праздника, совсем особенных. Каждый из этих праздников мы празднуем, вспоминая разные события из жизни Спасителя. Каждый из них поэтому и называется Спасовым или Спасителевым днем.
Вынос Креста
Первый праздник - 14 августа Первый Спас, Спас медовый, Спас на воде. Церковь вспоминает в этот день Крест Господа, на котором Он был распят.
В старинном греческом Часослове возникновение этого праздника объясняется так: из-за летней жары в августе Константинополь страдал от распространения различных болезней; поэтому издревле установился обычай выносить из храма святой Софии для освящения города и предотвращения эпидемий частицу креста, на котором был распят Иисус. Видимо, изначально праздник назывался не 'происхождение', а 'предысхождение', то есть вынос. Существовал обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест из-за часто бывавших в августе болезней.
Но празднество 1 августа (14 августа по новому стилю) с поклонением честному Кресту Христову и с торжественной службой Всемилостивому Спасу установлено патриархом Константинопольским Лукою и митрополитом Киевским Константином в 1168 г. - в память знамений от честных икон во время победы царя Мануила над сарацинами, а русского вел. князя Андрея Боголюбского над язычниками, обитавшими в низовьях Волги.
Случилось это в 1164 году. В первый день августа у греков совершалось сражение с сарацинами, а у русских с волжскими болгарами. В этот день после битвы в стане русских и греков наблюдалось дивное зрелище: от находившихся среди войска икон исходили лучи и осеняли полки. Греческий царь и русский князь обменялись посланиями об одержанных победах и об исходившем от святых икон сиянии, и в знак благодарности Богу был установлен в этот день праздник. В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем".
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".
По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: "Спас на воде", "Мокрый Спас"). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.
Итак, У Медового Спаса есть ещё одно имя — Спас на воде. «Спасом на воде» он именован в честь малого водосвятия. Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на естественные водоёмы и родники для освящения воды. После крестного хода купались в воде,чтобы смыть грехи и быть здоровее. Купали домашний скот, кропили святою водой лошадей. А там, где поблизости была река, животных просто перегоняли через ее освященные воды. . После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: считалось, что лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту.
В русских православных деревнях первый Спас справляли без особой пышности — в эту пору крестьянину не до гуляний: нужно и косить, и пахать, и сеять; 'август — каторга', говорится в пословице. Но целый ряд традиций соблюдался. С 14 августа начинали собирать мак. Устанавливался строгий двухнедельный Успенский пост. Устраивали так называемые 'сиротские и вдовьи помочи', когда всем миром помогали самым бедным и слабым жителям деревни. Многого за работу не спрашивали, трудились 'за угощение', а то и сами приносили на вдовий двор всяких припасов:
Ты — за себя, мы — за тебя,а Христов Спас — за всех за нас!