Главная Новости Новости 21 ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

21 ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Святой апостол Павел еще при жизни был возведен в Царство Небесное, где ему было открыто различие чинов святых ангелов.

Ближе всех к Богу предстоят боголюбивые, огнеобразные серафимы. Они пламенеют любовью к Богу и других возбуждают к такой же любви.

После серафимов пред Всеведущим Богом, живущим во свете неприступном, предстоят в несказанной светлости херувимы, более иных низших чинов сияющие всегда светом богопознания, ведением таинств Божиих и глубины Его премудрости, сами просвещаемые и других просвещающие. Через херувимов ангелам и людям ниспосылается премудрость и подается просвещение умных очей для боговидения и богопознания.

Затем Господу предстоят богоносные престолы, на которых, как на разумных престолах, почивает Бог. Почивая на них непостижимым образом, Бог совершает Свой праведный суд.

Господства добровольно и с радостью служат непрестанно Богу. Они учат владеть чувствами, стяжать в себе страсти, порабощать плоть духу, господствовать над своею волею и быть выше всякого искушения.

Силы, исполненные Божественной крепости, исполняют немедленно волю Господа. Это они творят чудеса и посылают благодать чудотворения угодникам Божиим. Они помогают людям в добрых трудах, укрепляют в терпении, учат переносить напасти со смирением, благодаря за все Бога, устраивающего все к пользе нашей.

Власти имеют власть над диаволом. Они не позволяют бесам вредить, сколько им хочется, а людям, борющимся со своими страстями, помогают отгонять злые помыслы, наветы вражии и побеждать диавола.

Начала начальствуют над низшими ангелами. Им поручено также управлять вселенной. Из начал каждая страна, народ имеет себе хранителя и управителя. Ангелы этого чина учат людей уважать земное начальство, возводят людей на различные почетные должности и наставляют их властвовать во славу Божию, а не ради корысти.

Архангелы – это великие благовестники, благовествующие о великом и преславном. Они укрепляют в людях святую веру, просвещая ум их светом познания святого Евангелия и открывая тайны Божии.

Ближе всех к людям ангелы. Они возвещают меньшие тайны и намерения Божии и наставляют людей жить для Бога. Они никогда не оставляют нас, хотя бы мы и согрешили, они всегда готовы помогать нам, если только мы сами пожелаем.

Имена Архангелов известны нам из Священного Писания, у каждого из них особое служение.

Михаил (кто как Бог) – победитель супостатов, избавитель от всех бед, скорбей и злых грехов.

Гавриил (крепость Божия) – благовестник таин Божиих.

Рафаил (помощь, исцеление Божие) – врачеватель болезней и путеводитель.

Уриил (огонь и свет Божий) – просветитель душ и возбудитель на молитву.

Селафиил (молитва к Богу) – врачеватель малярии и молитвенник к Богу о людях.

Иегудиил (хвала Божия) - заступник в пути, помощник нуждающимся в чем-либо ради славы Божией.

Варахиил (благословение Божие) – податель людям благословений Божиих и хранитель чистоты души и тела.

Иеремиил (высота Божия) – внушитель благих помыслов, возносящих душу человека к Богу.

Над всеми девятью Ангельскими чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил – верный служитель Божий, ибо он низринул с неба возгордившегося Денницу (сатану) с другими падшими духами.

СЛОВО В ДЕНЬ СОБОРА АРХИСТРАТИГА БОЖИЯ МИХАИЛА

В день, посвященный Архангелу Божию Михаилу и прочим бесплотным Силам, о чем нам больше и рассуждать, как не об Ангелах. К чему же именно направить нам слово свое? Давайте укорять себя. За что? За то, что есть еще у нас грехи, заблуждения, ошибки, горести и беды, ибо всему этому не следовало бы быть между нами, когда окружает нас сонм бесплотных и есть у каждого Ангел Хранитель. Ангелы Божии – сами – попустят ли быть чему такому среди нас? Нет, если попускают, то, верно, по вине нашей или потому, что делаем себя недостойными Ангельского руководства и помощи, или потому, что своим противодействием и противонастроением уничтожаем и отвращаем все усилия Ангелов содействовать нам в добре. Как же теперь быть? Надо себя так настроить, чтобы не отвращать, а привлекать Ангельское содействие. А это как делать? Вот как!

Надо помнить, что есть у нас Ангел Хранитель, и иметь к нему умное и сердечное обращение, – и в обычном ходе жизни нашей и тем паче, когда она чем-либо возмущается; когда нет такого обращения, то Ангелу нет способа вразумить нас. Когда идет кто к трясине, или пропасти, или реке, заткнув уши и закрыв глаза, что ты ему сделаешь и как поможешь? Кричать бы – у него уши заткнуты; знаком бы показать опасность – у него закрыты глаза. Так, когда нет у нас умного и сердечного обращения к Ангелу, это то же, что мы, обратясь к нему задом, идем в опасность. Он и дает нам предосторожность, но ум не видит и сердце не ощущает того. Вот и впадаем в беду или грех и заблуждение.

Скажешь: пусть за руку возьмет и наведет на путь правый. Верно, он так и готов делать, и ищет у тебя руки, чтоб взять за нее и руководить тебя. Но есть ли рука-то такая у тебя? Ведь не за эту телесную руку возьмет он, хоть и сие бывает в особенных случаях, но за руку душевную, не телесную, как и сам бесплотен. Душевная же рука есть деятельная сила, направленная ко спасению и ревнующая о нем. Когда есть в душе ревность о спасении, непременно Ангел Господень возьмет тебя за нее и будет руководить, а когда нет, за что ему взять тебя? Нет у тебя места для соприкосновения ему с тобою. Ибо сам он есть из числа духов, посылаемых за хотящим наследовать спасение. Когда нет сего хотения, или ревнования о спасении, как он к тебе подступит, как воздействует на тебя, когда в тебе ничего нет соответствующего назначению его при тебе пребывания и его собственным усилиям?

Опять скажешь: пусть самое желание спасения возбудит. И это он делает, и делает прежде всего и усерднее всего, ибо тут корень жизни духовной. У тех, кои имеют сие желание спасения, он его поддерживает и укрепляет, а у кого нет, всячески возбудить заботится. Но редко успевает по причине большого нестроения, качествующего в нерадивой душе. В такой душе все в смятении – и мысли, и чувства, и намерения, – беспорядочный шум, как на базаре. Этот недостаток внутреннего мира и собранности, в какой мере есть у нас, в такой есть он – враг Ангельскому на нас действию. Как внушит что-либо доброе Ангел, когда внимания нет? Как услышит сие внушение душа, когда в ней шум и смятение? Вот усилие Ангела Господня и остается в нас бесплодным!

Итак, хочешь ли пользоваться Ангельским руководством и содействием – укроти ты свою внутреннюю беспорядочность, собери ты свое внимание внутрь и стань у сердца своего. Ангел Господень тотчас заметит сие, подойдет и начнет влагать тебе помышления, клонящиеся к возбуждению желания спасения. Склонись на сие внушение и возьмись ревновать о спасении, тогда Ангел Господень не только за руку тебя возьмет, а на свои руки тебя подымет, и не поведет только, а понесет по пути спасительному. Только и ты постоянное уже имей к нему умное и сердечное обращение, и в ревности не ослабевай, и внимание храни. Он учить тебя будет всему, что, когда и в какой мере делать и чего не делать, а когда нужно, и внешнее знамение подаст в руководство. И все, которые спасались, так спасались. Прочитай или послушай жития святых! Если мы не видим на себе такого осязательного Ангельского нам содействия – некого винить: сами виноваты. Сами не даемся в руки Ангелам и тщетными делаем все их о нас попечения. Побьется с нами Ангел Божий, побьется – и отступит. Опять приступит – и опять отступит. И так все, пока умрем. А когда умрем, Ангел представит Господу книгу жизни нашей и скажет: все сделал, чтоб вразумить – ни чему не внимала душа сия. И положено будет на книге жизни надписание осуждения нашего, которое непременно исполнится на Страшном суде.

Ангелы Божии, пока живы мы, суть наши хранители, защитники и руководители, по смерти же нашей – на Страшном суде – будут неумолимыми исполнителями праведного о нас определения Божия. Слышали, что читалось в нынешнем Евангелии?! Послет Сын человеческий Ангелы Своя, и соберут от Царствия Его вся соблазны, и творящих беззаконие, и ввергнут их в пещь огненную; ту будет плач и скрежет зубом (Мф. 13, 41-42). И конец всему! Печать правды Божией належится; кто снимет ее!

Правда, будет там и другая половина, о коей говорится: тогда праведницы просветятся яко солнце, в царствии Отца их. (Мф. 13, 43) Но попадем ли мы в число сих блаженных?! Обетование всем дано, но надо исполнять условия. Исполняющий их есть бодренный ревнитель. Почему, если мы будем больше походить на тех, о коих говорится в нынешней притче: спящим человеком, прииде враг, и всея плевелы посреде пшеницы (Мф. 13, 25), – чего доброго от нас ожидать?! Когда спим, то есть не радеем о спасении и мятемся во всякой суете, тогда Ангелу доступа к нам нет, а врагу-то все и сподручно. Подходит он смело и влагает всякие дурные мысли и желания и научает всякому злу. Нерадивая душа принимает сии внушения, соглашается на них и при удобном случае приводит в исполнение. Чем дальше, тем хуже. А там и весь человек стал, как плевел посреди пшеницы, которого конец – пожжение.

Вот вам краткое указание на то, как держать себя в отношении к Ангелам.

Да не оскорбится душа ваша, что в светлый Ангельский праздник навожу на такие мрачные мысли. Делаю сие затем, чтоб отвратить вас от мрака греха и обратить к свету Ангелоподобного жития, чтоб, здесь в общении с Ангелами поживши, все вы сподобились Ангельского и на небе сопребывания и соблаженствования в Царствии Отца нашего Небесного. Аминь.

8 ноября 1864 г.

Святитель Феофан Затворник

Новости

15 февраля 2017 года в праздник Сретения Господня в нашем храме Преосвященнейший Стефан епископ Канашский и Янтиковский совершил Божественную литургию.

Владыке сослужили благочинный II округа Янтиковского района настоятель храма "Всех скорбящих Радость" города Канаш протоиерей Александр Ермолаев, духовник Канашской епархии настоятель храма святителя Василия Великого села Яншихово-Норваши Янтиковского района протоиерей Георгий Петров, благочинный VI округа Козловского района настоятель храма Казанской иконы Божией Матери города Козловка иерей Иоанн Николаев, заведующий канцелярией Канашской епархии иерей Виталий Ушков, духовенство епархии.

Икона дня


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет