Путь Крестоношения длиной в десять лет
«Путь Крестоношения длиной в десять лет»
Псаломщица "Храма Всех скорбящих Радость" г. Канаш И. Стришкина.
Патриарх Кирилл на освящении строительства одного из храмов произнес такие слова: «Храмы мы строим, когда в них есть потребность. И сегодня такая потребность есть…»
На протяжении десятилетий ранним утром по воскресным и праздничным дням, пока еще не разбегался по своим маршрутам внутригородской транспорт, собиралась в условленном месте микрорайона ВРЗ стайка из четверых женщин и направлялась пешком в единственный в разраставшемся городе Никольский храм к ранней обедне.
Ненастье ли было на дворе, ведро ли – особо не различали и шли, воодушевленные одной на всех радостью: «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем…»
Сама природа проповедовала им дорогой о славе Божией. В богатой ее ризнице к каждой поре припасены особые облачения и убранства: особые краски, звуки, свет, воздух, особый дух. Внимай только и впитывай эту благодать.
Любители судить-рядить чужое житье-бытье, приметив постоянную четверицу, недоумевали: к чему тратить драгоценные выходные на то, чтобы в такую даль да неизвестно зачем ходить? Неужели дома делать нечего?
Боголюбивая же четверица недоумевала в свою очередь: на то ж и выходные, чтобы Господу их посвящать. Отстоишь раннюю обедню, «очистив чуствия и мысли» - и весь оставшийся день как нельзя лучше сложится. А если еще Святых Христовых Таин причастишься – до следующего причастия зарядишься жизненной энергией.
Всего-то около часа ходьбы – разве это далеко? К примеру, одна из четверицы – Евдокия Петровна Мельникова (в народе – тетя Дуся) хаживала в церковь и на гораздо более дальнее расстояние, чтобы, как говорится, отдать Богу Богово, а взамен приобрести весомый прибавок к «богатству некрадомому».
На сегодня она разменяла девятый десяток.
Родом из села Вутабоси. Была у них там еще до войны старинная церковь. «Старожилы говаривали, что очень хорошая была церковь, - вспоминает тетя Дуся. – Не только все вутабосинские, но и народ из соседних селений стекался к нам на богомолья…»
Самой Дусе был всего годик отроду, когда в 36-м власти закрыли церковь. Перепланировали, перекроили – и оборудовали в ней школу, в алтаре разместив учительскую. И стали усердно «проповедовать» подрастающему поколению: Бога нет; религия – опиум для народа.
В ней и стала учиться Дуся, поступив на втором военном году в первый класс. Примерно с этого же времени тетка стала водить племянницу за тринадцать километров в Канашский Никольский храм. Он тогда оставался в числе всего-то шести действовавших во всей Чувашии храмов – остальные все позакрывали. Благодаря исповедническому подвигу мужественных шихранцев, ценой свободы и жизни отстоявших храм Николая Чудотворца от закрытия, тысячи верующих имели в те суровые годы возможность Богообщения, которое, как учит старец Силуан Афонский; «достигается на путях молитвы». И в Никольском храме, молясь, верующие получали благодать соучастия в бытии, так как «молящийся ум (по Силуану Афонскому) не есть оперирование отвлеченными богословскими понятиями, а соучастие в бытии… ибо молящийся ум не рассуждает, но живет…».
* * *
Среди вутабосинцев, ходивших на богомолья в Канаш, Дуся была единственным ребенком, так как власти неотступно надзирали за тем, чтобы детей в церковь не водили. Но тетка, твердо уверенная в том, что только Церковь упасет любимую племянницу от лица антихриста, предпочитала страху перед ним страх Божий. А Дуся, к счастью, ничего такого еще не понимала и безмятежно шагала себе и шагала под молитвенным кровом тетки и односельчан.
Удивительны повороты истории. Даже в начале XIX века крещенные, но не просвещенные в Христовом учении (по причине незнания русского и тем более церковно-славянского языков) чуваши подвергались жестоким наказаниям за отказ крестить своих детей (известны даже смертельные случаи). Спустя же всего столетие, ситуация изменилась до наоборот: стали преследовать за желание воспитывать детей в вере.
Как пишет священник Владимир Соколов в недавно изданной книге «Спор с самим собой»: «История – это процесс созревания живого для вечности…»
А старец Иоанн (Крестьянкин), подобно прп. Серафиму Саровскому и св. прав. Иоанну Кронштадскому (глашатаям воли Божией о России каждого в свое время), «шестьдесят лет окормлявший всю Россию» вплоть до 2006-го года, учит нас помнить и принимать «…непреложную истину о том, что миром правит только Бог…», и Ему одному ведомо, какие перипетии полезно перетерпеть тому или иному человеку, тому или иному народу, всему человечеству – «дабы всем спастися».
Вопреки атеистически-материалистической направленности школьного образования, Дусю, подобно питаемой неистребимой жизненной силой травинке, закатанной в асфальт, влекло все церковное.
В богословии существует развитое преподобным Максимом Исповедником понятие о «тайноводстве». Преподобный учит так: «…верующие, даже если они различаются по своим особым свойствам, месту и образу жизни, благодаря вере, в церкви… все срастаются и соединяются друг с другом одной простой и нераздельной благодатью и силой веры… Это единение сущностей сущих естественным образом и неслиянно совершает сам Бог – Причина, Начало и Конец ».
В то же время, прп. Максим различает людей по способности это «тайноводство» ощущать и следовать за ним. В этом Дуся оказалась наредкость способной, за что и полюбила ее глубоко верующая тетка. И Дусе несказанно повезло с теткой, благодаря мудрому, ненавязчивому руководству которой Евдокия Петровна через всю свою жизнь несет радость благобытия, о котором архиепископ Казанский и Чистопольский Сергий (Королев) говорит: «…Каждый день нам дан для извлечения хотя бы минимума того блага, той радости, которая в сущности и есть вечность и которая пойдет с нами в жизнь вечную…
…Человек, ощущающий радость благобытия - продолжает он, - обретает Царство Небесное на земле… Такой человек обогащается сам и, выявляя добро, обогащает других, способствуя их раскрытию в красоте человеческого достоинства… »
И в этом отношении Евдокия оказалась в числе благословенных Божиих.
С 57-го года, проучившись два года после семилетки в Зеленодольском ремесленном училище, стала Евдокия жить в Канаше и работать в «Союзпечати». 54 года добросовестно трудилась в этой организации, продолжая быть постоянной прихожанкой Никольского храма. Вышла замуж. В венчанном браке родила сына и дочку. Старалась воспитывать их в вере. На легкую и безмятежную жизнь уповать не привыкла, зная, что это неправильно. Укоренившееся в ней «тайноводство» не давало особых поводов к расслабленности, научая постоянной собранности и внимательности.
Бог, отбирая Себе «овец от козлищ», попустил атеизму закрепиться на жизненноважных позициях. Прельщенное антихристовыми посулами большинство, в глубоком заблуждении относя себя к «продвинутым» прогрессистам, верующих воспринимало не иначе, как отсталых чудаков. Как-то начальница Евдокии, одержимая «гражданской бдительностью», сладострастно уличила ее: «Ты, говорят, обоих детей крестила. Что ты их калечишь?!» Евдокия парировала кротко: «А Вы сами-то, поди, тоже крещеная. И тоже калека?» Начальница оторопела. Привыкшая по-мирски за кротость принимать слабохарактерность и малодушие, она почувствовала в кротком ответе подчиненной силу правды и непреклонность.
Ни Евдокия, ни тем более ее начальница не слышали тогда ни о самом схиигумене Савве, ни о его толковании об истинной христианской кротости (вероучительных и душеспасительных книг тогда не издавалось). А он пишет: «Кротость есть недвижное устроение души, когда она в бесчестии и похвалах пребывает одинаковой… Она тверда правильной своей уступчивостью, мягкостью и миролюбием…».
Именно такую кротость проявила «тайноводимая» Евдокия; именно такую кротость почувствовало в ее ответе «заблудшая» начальница.
Ответ этот всколыхнул душу последней, и она в дальнейшем стала остерегаться пенять Евдокии за веру. Напротив, признав за верующей сотрудницей некое превосходство, стала нет-нет да обращаться к Евдокии за советами, касающимися церковного знания: как бабушку умирающую обихаживать, как правильно похороны с поминками организовать, что можно и что нельзя делать в церковные праздники – и тому подобное. Евдокия искренне и просто делилась с начальницей тем, в чем сама была сведуща, нимало не подозревая о том, что тем самым и ту приобщает к спасительному благобытию.
* * *
Постперестроечное время, привнесшее в мирскую жизнь немало сумятицы, глубоких разочарований, разрушение социальных устоев и тому подобное, для Церкви, однако, явилось благоприятным. Вот как характеризовал его патриарх Алексий II: «В 1988-м году началось перестройка отношений государства и Церкви. Эта перестройка не могла не произойти. Даже утратив Бога, российский народ не перестал быть богоискателем. Не мог и Бог оставить страну, столь искренне возлюбившую его в прошлом. И тысяча лет христианского воспитания не могла исчезнуть бесследно. Даже светская культура прошлого, основанная на христианских ценностях, была залогом будущего духовного возрождения…»
А у о. Артемия Владимирова читаем: «Человек, дышащий Духом Божиим, освящающий каждый шаг молитвой, является «несущей конструкцией» мира».
И у свт. Тихона Задонского: «Недостаток хлеба учит искать хлеба, недостаток воды учит искать воду, болезни тела заставляют искать лекаря. Так и христианин, познав свою немощь, начинает искать Бога».
Рассуждения трех упомянутых священнослужителей сходятся воедино в фокусе событий, происходивших в нашем обществе конца восьмидесятых-девяностых годов.
Действительно, как бы опираясь на духовный опыт бережно соблюдших благодать «тайноводства» вошедших уже в почтенный возраст чад Божиих, словно очнувшись от забытья, потянулись и потянулись в спасительное лоно Матери Церкви «заблудшие», обманувшиеся в надежде «на князи, на сыны человеческие», ищущие Истины люди. В книжных магазинах стала появляться вероучительная литература, многим окончательно открывшая глаза. И вчерашние атеисты ринулись креститься, венчаться, собороваться – активно воцерковляться. И, слава Богу!
Вот только не стало былой резвости и легкости с какой собиралась Евдокиина четверица на раннюю обедню в Никольский храм. Возраст все более давал о себе знать. И часто уже ходили на Богослужения, превозмогая то давление, то боли в ногах, то еще какие возрастные болячки.
И не ради ли Своих искренних, верных и безропотных исповедниц, в совсем недавнее «безкнижное» время от руки переписывавших молитвы, перепечатывавших на машинке под копирку Евангелие, соблаговолил Господь вложить в сердца ответственных за церковные дела людей построить в Канаше второй храм – в непосредственной близости с местом жительства состарившихся уже, становящихся все более немощными исповедниц.
Втечение 30-ти лет окормлял Канашский благочинный округ и 20 лет настоятельствовал в Никольском храме протоиерей Александр Михайлов. Начав перечислять построенные им церкви: «старые Ачаксы, Шигали, Тобурданово, Вутабоси, Атнашево, Янтиково… - сбившись, махнул натруженной рукой, - да я уж не помню…».
Иоанн Кронштадтский строительство храма Божия почитал за честь для строящего и за великий дар. Он так и пишет: «…если на вашу долю выпала честь строить дом Божий, примите это как великий дар Творца, ибо десница Господня касается того, кто строит храмы, и многие грехи простит тому Господь». Как же щедро облагодатствовал Господь служителя своего, что и в народе он слывет «прорабом Православия»!
И вот, прораб Православия и, как его еще почтительно называют - батюшка, отец Александр Старый, вспоминает: «Нужда во втором храме стояла остро. Даже после того, как Никольский значительно расширили, народу особенно в праздники набивалось в храме столько, что от тесноты люди руку поднять не могли, чтобы осенить себя крестным знамением.
Создали специальную комиссию во главе с Владыкой Варнавой, - продолжает протоиерей Михайлов, - стали подбирать место для нового храма. Задача была не из простых, так как почва в Канаше сильно заболочена. Строить на такой – значит начинать с вколачивания свай. Это дорогостоящая технология была не по нашим средствам. И важно было отыскать место посуше. А такое мы долго не могли найти, пока нам его, не иначе как по молитвам Владыки, не указала Сама Богородица.
Приходит в те дни прихожанка Клавдия из Сухай-Кассов и сообщает: так, мол, и так, матери сон приснился – на таком-то месте в районе ВРЗ явилась икона Богородицы.
- Какая именно? – спрашиваем.
- Да она, говорит, что не видела никогда такой иконы, потому не знает, как называется.
Поехали к Сухай-Кассинской «прозорливице», захватив с собой альбом с репродукциями Богородичных икон. Она полистала-полистала и показывает на «Спорительницу хлебов»: вот, - говорит, - эта. И описывает место, на котором во сне явилась ей икона. Поехали, посмотрели, Владыка нашел его вполне подходящим…
В 2001-м году началась подготовка документов для строительства нового храма в районе вагоноремонтного завода. Сам завод к тому времени, как говорится, дышал на ладан. Кормилец канашцев, основное градообразующее предприятие, краса и гордость города, «не потянув» в условиях постиндустриального, демократического, «прихватизированного» нео-капитализма, безжалостно выдворил за такую родную проходную сотни вагоноремонтников, обрекши их на скитальческие мытарства по отхожим промыслам в дальних городах и весях в поисках хлеба насущного.
В 2003-м году Владыка Варнава освятил место будущего храма. Водрузили на этом месте Крест. И начали рыть котлован под фундамент. Помогали оставшиеся на плаву городские предприятия: какое техникой, какое стройматериалами. Слава Богу, дело пошло! Активно помогали жители микрорайона, особенно на выгрузке кирпича и песка.
Наша Евдокия Петровна вспоминает: «Союзпечать» размещалась тогда в торце дома рядом со строительством. И мы постоянно всем коллективом выходили на разгрузки…»
- Даже дети помогали, - тепло улыбаясь вспоминает отец Александр. – У них и караульные были. Только бывало, подъедем с очередной партией кирпича, а ребятня тут как тут. Встанут цепочкой и мигом по кирпичику - по кирпичику всю машину разгрузят. Навезешь им за труды яблок, конфет да пряников, а они не столько угощению радуются, сколько совместному со взрослыми труду на благо общего святого дела. А мы, видя их радость, тоже радуемся…
Вот они – драгоценные мгновения благобытия, которые пойдут в свое время с нами в вечность. Слава Тебе, Господи!
- Кто только не помогал! – вспоминает певчая Ольга Алексеева. Даже случайные прохожие, кому время позволяло, пристраивались к нам и вносили свою лепту. А потом, когда фундамент уже заложили, стройка вдруг надолго остановилась. И мы расстраивались – так хотелось, чтобы поскорее поднялся наш храм.
- Был такой период, - поясняет отец Александр. Почти на 2 года пришлось по настоятельной просьбе Владыки отвлечься на Калининский объект. Владыка аж ночью приехал ко мне из Чебоксар обсудить это дело. Раз Владыка просит, надо слушаться. Ну, а как закончили в Калинино - строительство продолжалось уже без проволочек.
* * *
Пока народ разгружал и складировал кирпичи, так же по кирпичику-по кирпичику формировался приход строящейся церкви: ведь все участники строительства уже считали себя ее прихожанами. А Господь невидимо присматривал церковнослужителей для нового Своего храма.
Валерий Евгеньевич на фото слева. Справа - охранник Костантин Камалович Абасов
Так, охранник наш Валерий Евгеньевич Сергеев (в народе – просто Валера) вспоминает: «Жена работала на нефтебазе, и я часто ходил ее встречать или провожать. Ходили через вэ-рэ-зэ, как раз мимо стройки. И вот, проходим как-то, а там в отстроенном уже к тому времени здании церковной конторы полы на втором этаже заливают. А я же человек инженерно-технический, страшно любопытный до таких вещей и не могу пройти мимо, не поглазев. Заглянул и в сам храм: на какой, мол, стадии, там дела находятся. А там тоже полы настилать готовятся: перекинули мостки-времянки от будущего притвора до будущего алтаря, а по ним, как Петр Первый по судоверфи, ходит батюшка отец Александр Старый: полы подрясника подобраны и заткнуты в брюки, на голове – клетчатый носовой платок. Так и веяло от него радостным трудовым азартом. Аж у самого руки зачесались. «Вот бы, - думаю, - охранником сюда устроиться…». И ведь никому не высказывал этой случайной мысли. А что бы вы думали? На следующий день звонит один хороший знакомый и предлагает: так мол и так, штат набирают для новой церкви. Не хочешь туда охранником?..»
Валера – он из редкостных умельцев, каких обычно называют «мастер-золотые руки». Кажется, для него не существует ничего неведомого в хозяйственно-технических специальностях. Именно такие «рукасто-головастые» нужны в церкви. Особенно в новых храмах, где не хватает средств на оплачивание каждого вида той или иной работы, такие «многостаночники» - счастливая находка.
* * *
Еще и не приступали к поднятию колокольни, а в Москве Господь уже усмотрел замечательного звонаря Владимира. Он, вообще-то, канашский, а в Москве работает вахтовым методом. В свободное от работы время посещает там школу звонарей, участвует в фестивалях колокольной музыки, а приехав домой, почти каждый день приходит в церковь: в колокола звонит, на клиросе читает и поет. Удивительно, как он все успевает? Ведь на любой работе в наше время из человека все соки выжимают, особенно работодатели-частники. У каждого из них свой трудовой кодекс, но первым пунктом во всех одно: побольше выжать и поменьше заплатить. И при такой ограниченности во времени Владимир умудряется и звонарную школу посещать, и попасть на службу в тот или иной из многочисленных московских храмов, и быть в курсе издаваемых новинок вероучительно-душеспасительной литературы. А то иногда позвонит из Москвы: вот, мол, был в таком-то храме, увидел такой-то нотный сборник. Нужен нам?..
А ведь Владимир – бригадир. И судя даже по тому, что состав его бригады не меняется, столько лет оставаясь одним и тем же, - бригадир он очень даже толковый. И, думается, что залог успешной трудовой деятельности Владимира не столько в его высшем техническом образовании, сколько в стремлении жить по вере.
Как-то, в спонтанно возникшем разговоре о ней, он неожиданно признался в том, что стоя высоко на колокольне один на один с безбрежным небом, как бы воспарив к нему, окунувшись в его свежесть, чистоту и красоту, не может удержаться от слез восхищения, умиления и радости.
Потому, наверное, волнуют и одновременно умиротворяют нас прекрасные звоны, что в глубоком молитвенном умилении и неизбывном благодарении Создателю звонит душа мастера, благовествует его сердце.
Как пишет священник о. Артемий Владимиров: «…Колокольный звон не только бесов пугает и разгоняет вирусы. Звонарь звонит – и Русь еще живет. Русь поет…».
* * *
Удрученным, стесненным непростыми обстоятельствами увидел
Господь нашего Леню, когда он был певчим. Все-то ладно да складно шло у него до поры до времени. И вот, на одном из этапов следования земной юдолью, забуксовало вдруг (хотя, ничего не бывает «вдруг»), стало заносить из стороны в сторону – будто тормоза в гололед отказали. И видит, что сносит в кювет – а предпринять что-либо не в силах. Уныние настолько овладело отцом семейства – того и гляди, в пропасть черного отчаяния низвергнется. Не находя никакой иной зацепки, не видя опоры, иного средства утолить жуткий духовный голод, нет-нет да стал Леня задумываться о Боге, о вере, рассуждая: «Не выдумка же все это. Вот даже просто скажешь про себя: «Бог» - а в душе что-то откликается. И не пустым эхом, а каким-то теплым вздохом облегчения. Надо же, эти два слова и рифмуются: «Бог» - «вздох», «вздох» - «Бог»… А не попробовать ли в церковь ходить? Вдруг и вправду полегчает?..
Пока Леня размышлял и собирался духом, новый храм к лету 2006-го года достроили. И вскоре Леня пришел сюда с намерением научиться церковному пению. Голос у него хороший, сильный. В самодеятельном духовом оркестре играл, освоил там азы нотной грамоты.
Настоятель благословил новичка, и стал Леня служить на клиросе.
Ох, как же это оказалось не просто. Петь Леня привык под инструментальное сопровождение. А тут – пение акапельное. Мало того, так надо еще и свою партию держать, не сбиваясь на другие. А как не собьешься, когда не доводилось раньше подобные мелодические обороты выводить? И, главное, ни на чей голос не обопрешься, потому что у каждого своя партия.
А чтение по церковно-славянски – тут вообще, как говорится, туши свет. Вроде бы и русские слова, но до того «заковыристые»: по две-три приставки и спереди и сзади, ударения в самых неожиданных местах. Ну, прям, прости Господи, тарабарщина какая-то. Да еще одна чересчур смешливая певчая: стоит Лене начать читать – она начинает хихикать. Остальные-то молчат, понимая, что не сразу Москва строилась. А эта – хихикает да хихикает.
Но главное Господь сразу дал ощутить Лене: силу духа, пронизывающую всю псалтирь, глубину, высоту и широту мысли в псалмах и текстах песнопений, завораживающую таинственную их красоту: «Словеса Господня – сребро разжжено.., паче тысящ злата… и топазия.., истинна до зела…».
И со рвением старателя – золотодобытчика Леня корпел и корпел над чтением, стремясь найти и, как пишет один богослов, «войти в обладание церковным сокровищем».
* * *
И присылает Господь по Ленину душу, на «вдовствующее» место
постоянного регента, высококвалифицированного музыканта с консерваторским образованием и солидным стажем клиросного служения – Игоря Давыдовича Евсеева. Мы еще «окрестили» его в шутку «библейским потомком из кореня Иессеева».
Музыкантом он оказался не просто превосходным, но и творческим: сочиняет церковные песнопения. Отличный вокалист (пел в филармонии), эрудит в области свято-отеческой литературы – и вообще, интересный собеседник. Благодаря такому счастливому сообществу, Леня и раскрылся: и с пением церковным освоился, и читать стал не только кафизмы, но и Апостол, а также канонаршить. Уж если что дано человеку свыше – не утаится.
Некоторые из прихожан допытывались:
- У вас еще мужчина на клиросе появился? Как читает! Аж дух захватывает.
- Да это Леня наш.
- Нет, у Лени и голос другой, и читает как-то не по-церковному.
- Да Леня же, просто научился.
- Ну и талант!..
* * *
Так же неисповедимо по великой милости Своей, повернул Господь течение жизненных судеб и других наших сотрудников, направив их в русло служения в новоявленном храме пресвятой Богородицы.
Господу ли не знать, кому, сколько талантов Он вверил по силе каждого? Да вернут ему полученное приумноженным многократно, потрудившись во славу Божию и да услышат Его одобрительное: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю. Войди в радость господина Твоего».
И, с искренней благодарностью осознавая эту милость, под единым и страшно ответственным девизом «Твоя от Твоих», смиренно несут служение алтарник Геннадий Байдулов, казначей Елена Ларионова, ее помощница и начинающая певчая Олеся Боброва, кассиры Оксана Васильева и Светлана Шишова, охранник Иван Мишанов, уборщицы Клавдия Никифорова и Валентина Степанова, повара Людмила Демидова и Татьяна Алхова, преподаватель воскресной школы Елена Козлова и другие.
По сути, все служащие у нас – «многостаночники», и служение каждого далеко выходит за рамки основных обязанностей. Но, с Божией помощью, все справляются, «сбоев» особых, вроде, не случается.
И так, 29 мая 2006-го года Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава
Совершил чин освящения нового храма. Хоть место для строительства Храма указала икона «Спорительница хлебов», но окончательное посвящение выбрали другое. Решено было, что тогдашним чаяниям верующего народа как нельзя полнее соответствовало молитвенное обращение к иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В честь нее и освятили храм.
«Посмотрите, дорогие мои, внимательно на икону Царицы Небесной «Всех скорбящих Радость», - пишет Иоанн Крестьянкин. – Кто рядом с Ней, кто припал к Ее ногам, и какие принес скорби? Кто протянул к Ней обессиленные горем и немощами руки? Не мы ли это с вами?.. Все мы пришли со своими скорбями, а им теперь несть числа… Здесь неимоверная туга грех ради наших тяготящая нас, и скорби общественные. И все мы находимся в ярме жизненных страданий… Именно в таких обстоятельствах являет человек подвиг веры и венчается спасение…»
И вот, паствой храма «Всех скорбящих Радость» пройден уже под покровом Пресвятой Богородицы путь расстоянием в десятилетнее несение вслед за Христом Креста. Ибо сказано: «Крестный путь Церкви является единственно возможным путем следования за Христом и усыновления ее членов Богу…»
Кто-то примкнул к этому спасительному шествию, приняв святое крещение во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, здесь. Большинство же из наших прихожан перешло сюда из-под наставничества Никольских пастырей – четверицы Александров (в народе именуемых: о. Александр Старый, о. Александр Второй, о. Александр Третий и о. Александр Четвертый). И в новом храме мы – «перешельцы» так же оказались под окормлением Александра – протоиерея Ермолаева, настоятеля.
У приснопамятного Патриарха Пимена читаем: «Если, как сказал один святитель Церкви, пастыри должны быть светильниками для паствы, то молитвы о них пасомых должны быть елеем для этих светильников».
Да не попустит нам господь уподобиться пяти нерадивым девам, и да поможет нам исправно и своевременно пополнять запас такого елея. Чтобы пламенные молитвы наших батюшек во исполнение назначения Церкви Христовой, освящая благодать Таинств, вели наших прихожан в Царство Божие. Чтобы по их молитвам «Церковь материнской рукой отводила бы, даже отрывала своих чад от всего того, что удаляет от Бога, чтобы ставила преграды перед неумеренной привязанностью к преходящему, так легко проникающему во все наши, даже в наиболее благородные, устремления…»
* * *
«… В наступившие в наши дни благие перемены, - пишет один епископ, - в чаянии которых церковный народ жил многие годы, наша история с полным правом предъявляет нам долговой счет за пользование плодами исповеднических подвигов невинно убиенных, претерпевших всевозможные гонения и притеснения за веру собратьев. Вот почему всякий возрождающийся или вновь построенный храм – это возвращение части нашего долга…»
Помяни, Господи, души шихранских исповедников, пострадавших за веру в первую волну гонений на церковь, отстаивая Никольский храм – предтечу храма «Всех скорбящих Радость» - от закрытия. Их имена (к сожалению, фамилии остались неустановленными) увековечила для нас в маленькой своей поэмке о Шихранской церкви ныне покойная казначей Никольского храма Нина Архипова. Вот эти имена: Никита Гаврилович, Яков Степанович, Егор Пурсай, Мирон Пайты, Данила Кондратьевич, Архип Степанович. Они не причислены к лику святых, но стоит и живет своей сакральной жизнью храм святителя Николая Чудотворца – живая ячейка вселенской Церкви.
Помяни Господи душу и самой Нины Архиповой, оставившей потомкам свидетельство о подвиге достопамятных шихранских исповедников.
Упокой, Господи, душу новопреставленного в нынешнюю светлую седмицу верного Твоего священнослужителя, настоятеля Ново-Чебоксарского храма равноапостольного Владимира – Илии Карлинова. Во вторую кампанию гонения на церковь о. Илия был настоятелем Канашского Никольского храма. Городским властям очень мешал священник Карлинов. Своим безстрашием в служении Истине, нежеланием поступаться совестью и долгом священнослужителя он поплатился тем, что власти запретили ему служить. Не помогло и ходатайство за него всей церкви. Епархиальное начальство, взяв о. Илию под свою защиту, перевело его в Чебоксарский Введенский собор.
Рассказывала казначей Никольского храма Нина Архипова: «Мы очень любили о. Илию. Какие проповеди он читал на чувашском языке! Ему запрещали, а он все равно читал. И вот, когда стало всем известно, что нашего отца Илию снимают, мы пикетировали Горсовет. Безрезультатно. Тогда отправились в Гришино к отцу Дометиану узнать волю Божию об отце Илии. И отец Дометиан открыл нам ее: «Как Иосифа продали родные братья, так отца Илию предали свои же. К вам он не вернется, но будет возвышен…»
Так оно и вышло. Какой величественный храм в честь равноапостольного Великого Князя Владимира построил в Ново-Чебоксарске! Святейший Патриарх Кирилл удостоил этот храм своим визитом и даже произнес там несколько слов на чувашском языке.
Вечная память рабу Божию священнику Илии.
В последние годы произошли изменения в системе управления церквами. Чувашская и Чебоксарская Епархия стала Митрополией, районные объединения преобразовали в Епархии. Мы теперь входим в состав Канашско-Янтиковской Епархии. Возглавил ее Епископ – Преосвященнейший Владыка Стефан.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский пишет о епископстве: «Епископ, - пишет он, - в своей епархии есть после Бога и Богородицы источник освящения для всех христиан паствы, и поэтому его должно всем иметь в великой любви и уважать, как высшего совершителя Святых Таин».
Сколько страха Божия в этих словах!
И справедливы упреки нашего настоятеля о. Александра в том, что забываем мы часто об этом страхе, больше самовольничаем. И по этой, несомненно, причине теряемся в ответственные моменты, не умея правильно, как говорится, «ни ступить – ни молвить». А между тем Господь заповедал нам заботиться о том, что-где-как сказать, обещав, что Сам вложит, когда надо, нужные слова в наши уста.
Ну, про «не заботьтесь» - это у нас хорошо получается. А вот, чтобы призрел Спаситель на эту наше «беззаботность» - такая она, без страха Божия, и есть БЕЗЗАБОТНОСТЬ. И таким нам Судья Праведный говорит: «Отойдите от Меня… не знаю вас… ваш отец дьявол…»
Господи, святыми молитвами Господина нашего Преосвященнейшего Епископа Стефана, пастырей наших – служителей твоих ревностных заступи, сохрани, помилуй и спаси нас многогрешных!
Святейший Патриарх Кирилл говорит: «Мы строим Божии храмы. Многим это непонятно. Но мы строим их с настойчивостью, понимая, что только так мы можем предначертать великий и спасительный путь для нашего Отечества. Ибо мы жили в условиях разрушенных храмов: надеялись на власть, на силу человеческую – и надежды наши были посрамлены. … Посещайте каждый воскресный день храм Божий, не ленитесь. И радуйтесь, когда вокруг вас стоят люди, потому что наша молитва умножается присутствием и молитвой других людей. Тогда благодать Божия будет снисходить, тогда любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание – все дары будут с вами… »
Очерк о десятилетии нашего храма не зря начат с рассказа о тете Дусе: хотелось подчеркнуть, что христианин воспитывается с пеленок, и чтобы воспитать христианина, нужно быть самому воспитателю истинным христианином.
И сегодня Церковь призывает нас заботиться о религиозном воспитании детей, и сама прилагает к этому немало усилий. В храме «Всех скорбящих Радость» почти с самого его открытия начала свою очень нужную работу Воскресная школа для детей. Рискуя навлечь на себя недовольство самой «виновницы», но ради истины все-таки скажем: наша Воскресная школа – это горячо любимое детище Светланы Шишовой. Тем как она вовлекла «воскресников» во всероссийское скаутское движение, интересуются многие. Главное, самим детям очень нравится участие в нем. А уж родители их как довольны тем, что дети заняты добрым и полезным. Сделан первый выпуск. Когда его набрали (не выбирали, а именно набирали, точнее же сказать – принимали всех желающих), это были в основном трудные дети из неблагополучных семей. На момент же выпуска детей было уже не узнать. Это были собранные, организованные, обученные многому хорошие дети. Менялись воспитатели (по разным, не зависящим от них причинам), но тетя Света (так называют ее дети) всегда с ними и среди них.
Так же самозабвенно предана своим питомцам их преподавательница церковного пения Елена Козлова. Она уже пенсионерка, но пенсионерка работающая, все еще продолжающая свою профессиональную деятельность музыкального работника в детском саду. В одно время и она оставила, было попечение о «воскресниках» - уж очень устала и там и тут работать: с детьми ведь вообще нелегко. Тогда почти все бывшие преподаватели как-то разом ушли. Не получалось у них совмещение с основной работой. И дети остались, можно сказать, беспризорными.
«Приду на службу, - вспоминает Елена Николаевна (она еще в церковном хоре поет), вижу как дети тоскуют по занятиям, а никто с ними кроме тети светы не занимается, а она тоже одна за всех не может. И так жалко ребятишек – душа разрывалась. Ай, - думаю, - усталость усталостью, но так мне еще тяжелее. И вернулась к «воскресникам».
За недостатком профессиональных преподавателей, но не желая, чтобы их дети остались без «Воскрески», заниматься с ними выразили желание их родители.
Алевтине Сергеевне Ивановой – маме Вани Иванова, прислуживающего по воскресеньям и на каникулах в алтаре, занятия с детьми полюбились. «с ними сама многому учусь», - говорит она.
Ирина Григорьевна Шевченко по профессии бухгалтер, по призванию – художница и рукодельница. Какие красивые поделки учит она изготавливать детей!
«Светоч знаний пробуждайте в душах детей… Все в свое время принесет плод…» - эти слова святителя Феофана Затворника адресованы всем родителям и педагогам.
И к воспитателям подрастающего поколения прежде всего обращены слова Патриарха Кирилла: «… нужно, чтобы вера которая часто присутствует в сердце даже невоцерковленных людей, становилась очень сильным мотивом, определяющим реальное поведение людей, их мироощущение, их мировоззрение.
Вера должна в первую очередь вооружить человека критерием определения добра и зла, способностью отличать правду Божию от бесовской лжи; вера должна реально помогать человеку находить свое место в обществе, пространстве, выбирать жизненные приоритеты…»
«Сегодня, - продолжаем цитировать Патриарха Кирилла, - в непростое время, переживаемое церковью, соборность, являющаяся неотъемлемой характеристикой церковного бытия, становится особо востребованной…» И о том же святой Кирилл Иерусалимский: «…ни один из членов Церкви не в праве притязать на непогрешимость… Лишь при существовании различных, отчасти даже противоположных установок, свойств и индивидуальностей может возникнуть то поле напряжения, который и является носителем единства.
В противном случае мы имеем дело не с единством, а с единообразием. А единообразие означает не жизнь, а нормированное умирание…»
И закончим словами св. прав. Иоанна Кронштадтского: «Каждый человек в меру данной ему благодати, способностей и талантов призван участвовать в созидании Церкви Божией… Чтобы быть способным исполнить предназначенное, надо совершенно отсекать свою волю, постоянно бороться с ветхим человеком, с грехом, живущим в тебе, и постоянно противостоять твердой верой искушениям мира сего. Вот тогда человек и будет мудрый строитель и соработник у Бога».
От души поздравляем всех прихожан храма «Всех скорбящих Радость» с десятилетием нашего прихода и сердечно благодарим всех за молитвенные стояния.
Низкий поклон нашему дорогому настоятелю, вдохновенному благоустроителю и благоукрасителю нашего храма, отцу Александру.
Да помогает ему Господь с Пречистой Своею Материю во всех его деяниях. Многая лета протоиерею Александру!
Многая лета нашим батюшкам: отцу Георгию, отцу Александру- Четвертому, отцу Алексию, отцу Вадиму и отцу Роману!
Многая лета всем нашим церковнослужителям, о чьих трудах не получилось упомянуть здесь. Но все еще впереди!